17 ноября в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории состоялся Гала-концерт лауреатов и участников Международного композиторского конкурса «Новые классики», организованного Московской консерваторией и Фондом «Новые классики» в рамках Молодежного форума «Партитура будущего».
Особенность конкурса «Новые классики» в том, что организаторов интересует не только современная академическая музыка, написанная с использованием сложных композиторских техник, но и сочинения, в которых авторы обратились к более традиционным выразительным средствам. Эта концепция отразилась и в программе концерта – первое отделение было посвящено образцам современной академической музыки, второе – современной популярной музыке. Все произведения исполнил ансамбль «Студия новой музыки» под управлением заслуженного артиста России, профессора Московской консерватории Игоря Дронова.
В первом отделении концерта прозвучали произведения Алины Подзоровой – квинтет «Dell’Arte», «Планеты жизни» Максима Бабинцева, «Delusive Proximity» Стилианоса Диму, «Пустоты везде хватает» Яира Клартага. Авторы показали высокое мастерство владения сложными композиторскими техниками и блестящее знание инструментальных тембров. Например, Яир Клартаг благодаря необычным приемам звукоизвлечения сумел создать в своей пьесе оригинальное звучание, напоминающее звук электронных инструментов. Обращает на себя внимание то, что все представленные произведения имели программный замысел. К примеру, в основе драматургии пьесы Максима Бабинцева «Планеты жизни» лежит специально сочиненная формула, которая делится на фрагменты, символизирующие, по словам автора, «индивидуальные планеты жизни человека, которые заложены в нем с рождения».
Второе отделение было посвящено современной популярной музыке. Прозвучали сочинения: «Испаряющиеся воспоминания» Чжунхайя Шина, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Елены Шиповой, «Танго» Романа Соснина, «Машина Тьюринга» Владимира Кошелева, «Фея ветра» Александра Тимофеева, «Прохоровская битва» Тихона Хренникова. Наиболее запомнилось произведение Елены Шиповой – выпускницы Казанской консерватории. В этой небольшой пьесе автору удалось раскрыть тонкий философский замысел книги Р.Баха, изобразив оркестровыми красками и постоянно изменяющееся море, и вольный полет чайки – символа безграничной свободы. Прекрасным завершением этого вечера стало исполнение симфонической поэмы Тихона Хренникова-младшего «Прохоровская битва», в которой композитор передал, с одной стороны, ужас войны, изобразив в музыке звуки сражения, а с другой – надежду на спасение.
Несмотря на то, что некоторые произведения отличались определенной сложностью для восприятия, публика сумела по достоинству оценить все работы молодых музыкантов.